Запись электрогитары в домашней студии.

Данная статья посвящена анализу способов записи гитары в домашней студии, не используя при этом гитарный усилитель.

Практически все гитаристы в один голос утверждают, что наилучшего звука гитары при записи можно добиться только при наличии профессиональной гитары, включенной в высококачественный ламповый усилитель (мы не будем касаться вопросов техники игры на инструменте, звукоизвлечения, музыкального вкуса...)

Полученный звук необходимо перенести на плёнку (или цифровой носитель) и, естественно, для этого необходим студийный микрофон (или даже два), "глухое" помещение, хороший компрессор, пульт, гейт, пара процессоров эффектов на сведение и т.д. С этим трудно не согласиться, и профессиональные дорогие студии создают все условия для качественной записи гитары. Но в настоящее время музыканты приобретают цифровые портастудии или компьютеры, оборудованные качественной звуковой картой, что позволяет выполнять запись практически профессионального качества. Основной проблемой в домашней звукозаписи является то, что практически невозможно использовать гитарный усилитель. Многие гитаристы на практике убедились в том, что ламповый гитарный усилитель даёт наилучший звук на приличной мощности, примерно 70-80% от максимальной. Понятно, что на такой громкости использовать усилитель можно только в специальном студийном помещении. И дело не только в вечных жалобах соседей. Это просто очень дорого. Ведь, как было отмечено, помимо самого усилителя (который должен быть высокого уровня) нужен качественный микрофон, а к нему преамп или компрессор (желательно ламповый). Вследствие этого гитаристы, желающие выполнять качественную звукозапись в домашних условиях, невольно стремятся найти такое гитарное оборудование, которое позволило бы обойтись без усилителя и микрофона. В настоящее время в целом существуют два способа формировать звук электрогитары, включаясь напрямую в пульт, без гитарного усилителя - при помощи аналоговых ламповых преампов и при помощи цифровых гитарных процессоров. Стоит заметить, что в настоящее время производители гитарного оборудования создают аналогово-цифровые процессоры, состоящие из двух блоков в одном корпусе: аналоговый (ламповый или транзисторный) для формирования звука гитары и цифровой - для обработки звука эффектами. При записи гитары цифровые эффекты не используются (это делается при сведении), поэтому какие бы они ни были замечательные, качество звука гитары будет зависеть от аналогового блока (преампа). Применяя такой комбинированный гитарный процессор при записи, гитарист фактически использует только аналоговый преамп.

Цифровые процессоры.

Появление первых гитарных цифровых процессоров, начиная с середины 80-х годов, было встречено всеми гитаристами с большим интересом. Музыкантов притягивало большое удобство эксплуатации данных приборов, их способность в одно мгновение (одним нажатием на педаль контроллера) менять звук гитары. Кроме этого, открылось непаханое поле для поиска новых звуков, эффектов... Немаловажно и то, что цифровой гитарный процессор не требовал гитарного усилителя, включался напрямую в пульт - с ним намного упрощалась запись.

Цифровой процессор - это тот же компьютер, только выполняющий узкоспециальную работу - "одну программу". Данные процессоры переводят гитарный сигнал (электрический ток от звукоснимателей) в двоичный код (в цифровую форму - т.е. в количественное "описание" сигнала гитары). Далее с полученным кодом выполняют действия специально написанные программы. Для того, чтобы услышать полученный звук, необходимо из цифрового формата его перевести в обычный электрический сигнал, который усиливается и идёт на динамик.

Если следовать формуле "новая технология - новый звук - новый стиль", то появление цифровых гитарных процессоров должно было привести к новым стилям "гитарной" музыки, основанных на новом, современном звучание гитар. Однако этого пока не случилось. До сих пор подавляющее большинство профессиональных гитаристов всего мира придерживаются классического формирования звучания инструмента, поиграв в цифровые, интересные, но быстро надоедающие игрушки. Причин такого консерватизма здесь несколько, и самая основная заключается в несовершенстве существующего на сегодняшний день цифрового гитарного звука. Особенно это касается цифровых дисторшнов, которые не могут равняться с ламповым. Единственным быть может цифровым устройством, которое в единичных случаях применяют в своём творчестве профессиональные гитаристы, можно назвать гитарный процессор Chameleon фирмы Rocktron. На мой взгляд, этот уже довольно старый (по цифровым временным меркам) прибор - лучшее достижение цифрового звука. Неплохие новинки для гитаристов в настоящее время разрабатывает фирма KORG и ZOOM. В начале 90-х годов фирма Roland разработала новую систему формирования цифрового звука гитары - COSM - цифровое моделирование. Эта система позволяет имитировать типы усилителей, положение микрофонов и многое другое. Например, гитарный процессор Roland VG-8 совершил целую революцию в вопросах формирования звука, используя перспективную систему цифрового моделирования. Несмотря на удобство эксплуатации, наличие фантастических "фишек", эти процессоры в профессиональный "гитарный народ" не пошли. Я среди своих знакомых гитаристов не смог найти ни одного музыканта, который бы пользовался гитарными процессорами Roland или BOSS. Даже те, которые имели эти процессоры, например, Владимир Кузьмин, который любит "коллекционировать" интересные новинки, давно от них отказались, возвращаясь к натуральному звуку гитары.

У цифровых процессоров есть одна особенность - звук создаёт хорошее впечатление в первые минуты игры, но через какое-то время происходит адаптация, звук кажется каким-то одинаковым, безликим. Заниматься на таком звуке хватает терпения только один час, и, естественно, слушать звучание "цифровой" гитары длительное время довольно утомительно.

Второй особенностью является то, что звук дорогой гитары, включенной в цифровой гитарный процессор, практически не отличается от дешёвой, весь звук формирует процессор. Правда этот недостаток становится достоинством для тех, кто не имеет хорошей гитары. При записи демо или предварительных набросках применять цифровой гитарный процессор достаточно удобно, так как не приходится долго "рулить" звук.

Третья особенность - гитара начинает мало реагировать на нюансы звукоизвлечения. Как ни старайся, от музыканта мало что зависит, ощущается некое выхолощенное, "синтезаторное" звучание гитары. В этом случае данный недостаток тоже становится достоинством для тех, кто не умеет играть на гитаре. "Заставить гитару петь", используя ламповый усилитель, как вы понимаете, довольно сложно. Формируя звук цифровым гитарным процессором, опасность игры для начинающих гитаристов состоит в том, что они не вырабатывают правильных приёмов игры, особенно звукоизвлечения. Музыкант, его техника игры, становится во многом зависима от устройства, которое создаёт звук.

Четвёртая особенность. В рекламных проспектах производители гитарных процессоров "пугают" гитаристов количеством звуков (до 128 заводских и пользовательских пресетов). Многие гитаристы раньше здорово клевали на эту удочку, думая, что этим очень разнообразят аранжировку. Несмотря на такое количество пресетов в цифровом процессоре, все звуки имеют одинаковую природу. Как ни крути ручками процессора - всё время слышна заводская основополагающая структура звука - один звук (или два - чистый и с дисторшном), с разными эффектами. На практике гитаристы используют 5-7 звуков (или вообще только три) - всё остальное оказывается лишним. Если отбросить эффекты, которые при записи гитары не используются (в основном их добавляют уже при сведении), то цифровой процессор становится совсем жалким - одинаковый чистый звук (эквалайзер не меняет однообразной структуры) и один цифровой дисторшн (имеющиеся разные типы дисторшнов в гитарном цифровом процессоре также кардинально не меняют природу звука).

И последнее, на что следует обратить внимание. При игре в ансамбле (или записи гитары с ансамблем), особенно с "живыми" барабанами и басом, "цифровая" гитара на их фоне просто пропадает, причём как бы ни старался звукорежиссёр, добавляя её по уровню на пульте, результат оказывается довольно странный - в цифровом звуке гитары (на фоне богатого звучания живых инструментов) начинают вылазить неприятные частоты, в результате "цифровая" гитара в ансамбле звучит плохо. Кстати, в музыкальном магазине этот эффект не проверишь, при первом знакомстве с каким-либо процессором он может создавать очень сильное впечатление. Разочарование приходит, как правило, через несколько дней - после первой записи или репетиции.

Цифровые процессоры целесообразно использовать для записи домашних демо или студийных "халтур". Для несведущего заказчика слащавый, вылизанный "цифровой" звук гитары может подойти даже больше, чем "грязный" ламповый. Вообще, цифровые процессоры более эффективны в "чёсовых" концертах, где нет времени для отстройки аппарата, вес и размеры оборудования тоже играют роль. Поэтому для домашней записи лучше использовать ламповый преамп. Но если вы хотите записать своё соло для потомков, то конечно надо подумать о профессиональной студии, где имеется возможность включить усилитель, найдётся пара хороших микрофонов и ещё полсотни всякого студийного добра...

Ламповые преампы.

Аналоговый звук (ламповый) имеет огромные преимущества - малейшее изменение угла медиатора даёт уже новую краску, весь звук у гитариста в руках. Поэтому, по законам психоакустики, когда каждая нота (например в гитарном соло) отличается от другой, в ламповом звуке не происходит эффекта "надоедания", который вызывает цифровой процессор. Именно этот факт (быть может даже на подсознательном уровне) играет роль при выборе приборов для формирования гитарного звука. Ламповые (как и транзисторные) устройства бесспорно хорошо звучат через усилитель (динамик). Но при включении напрямую в пульт (то, что требуется при домашней записи гитары), многие преампы (особенно различные "примочки") дают высокочастотный "песок". Фирмы, производящие ламповые гитарные преампы, борются с этой проблемой путём введения в схему специальных фильтров, вырезающих некоторые неприятные частоты. Таким образом, создаются условия для включения гитары через преамп в пульт и выполнение записи на высоком качестве, немногим уступающим записи с микрофона.

К недостаткам ламповых преампов многие гитаристы относят малое количество звуков (2 или 3), а также сложность быстрого их переключения. Что касается количества звуков, то я свою позицию высказал - в цифровом процессоре и того нет. Гитаристу нужно три хороших звука - чистый, с лёгким драйвом и с глубоким дисторшном. Всё остальное разнообразие делают руки, профессиональная гитара и эффекты. Что касается быстрого переключения, то при записи этот фактор роли не играет (это необходимо на концертах), тем более в настоящее время можно приобрести ламповый преамп, управляемый MIDI-контроллером (хотя они на порядок дороже).

Какой же ламповый преамп следует приобрести? Конечно, каждый гитарист имеет свои представления о необходимом лично ему звуке. На мой взгляд для домашней записи следует обратить внимание на то, чтобы преамп имел дополнительный выход на пульт. Именно через этот Mix Out следует соединять преамп с пультом или компьютером. Если в преампе имеется только один выход, то, как правило, данный преамп будет хорошо звучать только через усилитель и динамик, поэтому для записи напрямую может не подойти.

В данной статье мне бы хотелось познакомить гитаристов с ламповым преампом немецкой фирмы Hughes & Kettner - TUBEMAN Guitar Recording Station.

Данный преамп отвечает всем требованиям современного лампового звука гитары. Уже по названию можно судить о том, что разработчики позаботились о качественной записи гитары не используя при этом усилителя, динамика, микрофона. TUBEMAN имеет два выхода - один для коммутации с оконечным усилителем TO POWER AMP и второй для посыла непосредственно на пульт TO MIXER.

Преамп фирмы Hughes & Kettner имеет три канала - чистый звук (имеющий отдельный регулятор для установки громкости чистого звука, канал перегруза (два регулятора канала - Gain и Volume) и канал "Lead", который имеет в дополнении регулятор VOICING, предназначенный для специфической окраски звука (speaker simulation, дающий реализм звучания усилительной системы на записи без усилителя). Каждый канал включается соответсвующей кнопкой со световой индикацией. TUBEMAN имеет трёхполосный эквалайзер, общий для всех каналов.

Данный гитарный предусилитель не имеет ничего лишнего, относительно компактный и удобный в эксплуатации не только при записи, но и в концертной деятельности (он более удобен чем, например, V-TWIN фирмы Mesa/Boogie, т.к. имеет отдельные ручки громкости для каждого канала. Кроме этого, он дешевле своего американского конкурента.

Подводя итог, можно сделать краткий вывод - для наилучшей домашней записи гитары следует приобретать именно ламповый предварительный усилитель с фильтром для коммутации напрямую в пульт. Цифровые устройства в настоящее время не могут дать такого звука при записи гитары, хотя поначалу и создают хорошее впечатление. Быть может, в будущем гитаристы не будут задавать вопрос "Лампа или цифра?", скорее всего звук будет формироваться параллельно - "Лампа и цифра..." Именно в гармоничном соединении разнородной природы гитарного звука в перспективе следует искать новое звучание гитары... Но пока гитарные цифровые приборы не достигли того качества, чтобы конкурировать с ламповыми устройствами.




Материал предоставлен: Дмитрий Малолетов