|
«Концерты давать можно, но нельзя на них зарабатывать. Главное в такие тяжелые времена - найти единомышленников, для которых важнее искусство, а прибыль – на втором месте.»
Переломным моментом в жизни 23-летнего дипломированного художника и начинающего поэта Юрия Шевчука стал случайный визит в ничем не примечательный ДК в его родной Уфе холодной зимой 1980 года. По выходным там регулярно собиралась компания музыкантов, знакомство с которыми Шевчука привело к появлению на свет группы «ДДТ» (редкий, заметьте, случай, когда название коллектива за долгие годы сотворчества не менялось). Дебют группы в одном из местных клубов произвел нечто близкое к фурору – хотя бы потому, что подавляющее большинство уфимских коллективов играли не свои песни, а кавер-версии хитов западных.
Любительские записи тех времен составили основу дебютного магнитоальбома «Свинья на радуге», лишь двадцать лет спустя увидевший свет на CD. Именно на нем впервые появились такие легендарные песни Шевчука, как «Дождь» и «Не стреляй!» Весной 82-го музыканты неожиданно для самих себя становятся лауреатами конкурса «Золотой камертон» - правда, единственным результатом, ими из этого извлеченным, стало знакомство с череповецкой группой «Рок-Сентябрь», обладавшей редкой по тем временам аппаратурой. Альбом с характерным названием «Компромисс», записанный Шевчуком, еще одним музыкантом «ДДТ» первого созыва и тремя участниками череповецкой группы, вышел в 83-м году. В мае того же года «ДДТ» впервые играют в Москве, в рамках трехдневного фестиваля «Рок за мир» в Лужниках, а через год выходит их следующая работа, «Периферия», вызвавшая заметную реакцию не только у меломанов, но и у местных властей. Музыканты подверглись жестким репрессиям со стороны КГБ и уфимской администрации, и на некоторое время коллектив прекратил свое существование. Кстати, магнитная пленка с оригиналом «Периферии» была в прямом смысле зарыта в землю, откуда Шевчук достал ее лишь много лет спустя.
«Творчество - это такая штука… Когда приходят строчки, а потом они вдруг не приходят год-два, люди просто с ума сходят, потому что ты как-то теряешь связь с небом, с землей и вообще со всем миром, с самим собой – и тогда очень печальные штуки происходят с пишущими.»
После распада своего коллектива Шевчук ненадолго переехал в Свердловск, где играл с местными легендами из группы «Урфин Джюс». В 85-м он уехал в Москву, а в марте того же года отыграл первый подпольный концерт в Ленинграде. Весь год Шевчук играл там квартирники – либо один, либо дуэтом с известным скрипачом и гитаристом Сергеем Рыженко. В ноябре при участии Рыженко и легендарного брата не менее легендарного Егора Летова – Сергея был записан альбом «Время». После этого Шевчук окончательно обосновался в Питере и стал искать музыкантов, чтобы продолжить работу в группе. В конце 86-го сложился костяк современного «ДДТ»: Шевчук, Андрей Васильев, Вадим Курылев и Игорь Доценко – который дебютировал в январе следующего года на мемориале группы «Россияне», а на пятом фестивале Рок-Клуба стал его открытием – уже со скрипачом Никитой Зайцевым.
На следующем фестивале «ДДТ», усиленные еще двумя музыкантами, повторили свой успех, после чего началась бесконечная и неизменно триумфальная череда гастролей по всей стране и за ее пределами (Штаты, Япония, Западная Европа, Израиль). Во время работы над альбомом «Я получил эту роль» в коллектив вливается знаменитый мастер саксофона и флейты «Дядя Миша» Чернов.
В начале 90-х активная концертная деятельность группы прекращается, и нечастые выступления «ДДТ» начинают приобретать славу тщательно спланированных и блистательно организованных шоу-спектаклей. Практически с каждой из этих концертных программ – от легендарного «Черного Пса Петербурга» 1992 года до «Мир Номер Ноль» 98-го – был связан длительный тур по России, выход нового, столь же концептуального, альбома или хотя бы концертного видео. При этом ни в Москве, ни в Питере группа не появляется чаще одного-двух раз год, играя только на стадионах и очень изредка участвуя в крупномасштабных акциях вроде мемориала Виктору Цою в Лужниках или организованных самим Шевчуком фестивалях на питерском «Петровском». С последними была связана активная продюсерская деятельность лидера «ДДТ» – именно на его фестивалях впервые выступили перед большой аудиторией будущие звезды клубной (и не только) сцены двух столиц: «Сплин», Tequilajazzz, «Кирпичи», «Король и Шут». В 96-м одновременно появляются инициированные «ДДТ» студия «DDT Records», дистрибьюторская сеть и рекламное агентство. Через пару лет Шевчук отошел от продюсерских дел, но до этого при его и его студии активном участии успели выйти альбомы «КС», «Разных людей», S.P.O.R.T. и сборники с песнями молодых команд по горячим следам фестивалей.
Альбомы собственно группы «ДДТ» при этом выходили с завидной регулярностью – иногда даже по два в год, с каждым разом увеличивая число «народных» хитов Шевчука и соответственно популярность коллектива. Особенно показателен альбом «Актриса Весна», едва ли не все песни с которого успели прозвучать в радиоэфире. В 93-м «ДДТ» собрали 120 тысяч зрителей своим концертом на Дворцовой площади Петербурга в День Города и завоевали две премии «Овация» (лучшая рок-группа и лучший рок-певец). Что до всяческих призов и лауреатских званий, то их даже не имеет смысла перечислять - как по причине их количества, так и из-за довольно резко неприязненной их оценки самим Шевчуком.
«Я не ханжа. Я, конечно, хотел бы, чтобы мы все говорили на пушкинском языке, но язык меняется... Я стою за живой, интеллигентный, не пошлый, емкий язык - и раскрывающий, по возможности, суть окружающего нас бытия.»
В начале 95-го Шевчук на пару с гармошечником Александром Бровко дает 50 концертов для российских солдат в Чечне, а через полтора года уже весь состав «ДДТ» выступил с открытым концертом в Грозном, на котором, кстати, присутствовали представители обеих противоборствующих сторон. На протяжении второй половины девяностых в составе коллектива произошел ряд значительных изменений, самым значительным из которых стоит считать приход нового клавишника Константина «Кота» Шумайлова, известного как одного из немногих в нашей стране профессионального саунд-продюсера.
В 97-м Шевчук выступает с сольной акустической программой и начинает эпопею под названием «Мир Номер Ноль» – пожалуй, самую масштабную в истории группы (да пожалуй, что и в современной музыкальной истории России) концертную программу. Провезя свое шоу по всей стране, коллектив столкнулся с массой технических проблем, так как мало кто мог обеспечить необходимые для этой программы свет и звук.
«Мир Номер Ноль – это возврат. Круг замкнулся. Мы это почувствовали. Мы с прищуром смотрели друг на друга: «А вы не думаете, что мы вернулись на то же место , но на другом уровне каком-то? Вернулись к себе.» Я много думал над старым «ДДТ». Над тем, когда был драйв, энергетика, рок-программа, мало лирики. Здесь я хотел рок-программы в самом настоящем смысле.»
Не менее значительным оказался и одноименный диск, перенасыщенный массой звуковых находок и содержавший удивительно малое для «ДДТ» количество хитов – всего два. Правда, один из них, семиминутная баллада «Метель», на протяжении нескольких месяцев не покидал верхних строк «Чартовой Дюжины» и вполне поддержал традицию Шевчука раз в год штурмовать хит-парады и проверять слушательскую любовь лирическим шедевром («Я получил эту роль», «Дождь», «В последнюю осень» памяти, если кто не в курсе, Виктора Цоя, «Это Всё», «Ветер», «Любовь» – большая часть этих песен вошла в сотню века «Нашего Радио»). Кстати, первый в практике «ДДТ» сингл «Мир Номер Ноль» стал первым же диском, вышедшим при нашей информационной поддержке.
Юбилейный для группы 2000-й год музыканты отметили первыми за свою 20-летнюю историю сольными концертами в Горбушке – в рамках серии «Наши в городе» Шевчук и компания отыграли три аншлаговых концерта – и выходом очередного, вновь ставшего для многих сюрпризом, неожиданно спокойного и умиротворенного по внутреннему настроению диска «Метель августа», несколько песен с которого зазвучали в эфире «Нашего Радио» и подтвердили репутацию «ДДТ» как поистине всенародно популярной и любимой группы (песня «Новое сердце», к примеру, побила уже решительно все существовавшиие доселе рекорды хит-парада «Чартова дюжина»). В конце года коллектив уже официально отпраздновал юбилей – правда, омраченный смертью Никиты Зайцева - на крупнейших площадках крупнейших же городов бывшего Союза. В 2000-м году Юрий Шевчук устрол очередной сольный акустический тур, завершившийся в день его рождения, 16 мая, концертом в успевшей полюбиться ему годом ранее Горбушке. А вскоре стало известно, что «ДДТ» станут хэдлайнерами фестиваля «Нашествие-2001» - согласие Шевчука выступить в Раменском можно считать случаем исключительным, так как до этого он принимал участие только в тех фестивалях, которые сам и организовывал.
«Что такое художник? Человек, который пропускает через себя это время, эту эпоху, этих людей, которые его окружают, нашу страну, все движения, все энергии... Он как решето что ли, но решето, сотканное из нервов. И на самом деле, когда эта вода времени проходит сквозь тебя, болит-то серьезно. Много и радости, конечно, но много и боли. Вот рок-н-ролл для меня - это именно такой человек - по имени Рок-н-ролл, скажем так.»
|