Ария


Инициатором появления на свет группы "Ария" можно считать Владимира Холстинина, который в 1984 году уходит из недостаточно, по его мнению, музыкально радикальной группы "Альфа", чтобы собрать новую команду. Вокалистом коллектива, названного также Холстининым, стал Валерий Кипелов, до этого, между прочим, работавший в ВИА "Лейся, песня" с Николаем Расторгуевым.

Уже дебютный альбом "Арии" "Мания величия" вызвал заметный резонанс. Первые концерты группы вызывали не только интерес, но и некий нездоровый ажиооаж, результатом чего стал ряд связанных с коллективом скандалов. Один из них, произошедший на фестивале "Рок-Панорама-86", не помешал группе стать лауреатами фестиваля и явился, по сути, началом взлета массовой популярности "Арии". На их выступлениях с того момента редко находились свободные места, а сами концерты сопровождались массовыми беспорядками и разгромленными залами, из-за чего в некоторых регионах власти запрещали проводить концерты группы. Именно тогда сформировалась настоящая армия "арийцев", как принято называть поклонников первой хард-н-хэви-команды, завоевавшей всенародную славу. За прошедшие годы поколения одних фанатов несколько раз сменяли поколения других - неизменным оставалось лишь их общее количество. К слову, по ассортименту и тиражам фанатской атрибутики "Ария" в нашей стране не имеет равных и по сей день.

При записи второго альбома в группе начались музыкальные разногласия, приведшие вскоре к значительным изменениям в составе, в результате которых из оригинального в "Арии" остались лишь Холстинин и Кипелов. Через полгода новый состав записывает самый, возможно, популярный в истории группы диск "Герой асфальта", в который вошла, в числе прочих, и легендарная "Улица роз". Альбом разошелся тиражом более, чем миллионным тиражом. А все тексты к нему написала давно ставшая притчей во языцех поэтесса Маргарита Пушкина, работающая с "Арией" и по сей день.

"Тогда существовала система худсоветов. От министерства культуры, московской филармонии - множества организаций, которые выдвигали своих представителей, которые курировали культуру. Обязательно еще куратор от КГБ. И худсоветы сидели на всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия". Решающий голос всегда был не за творческими людьми, а за кураторами - допустим, КГБ."

Зимой 88-го года "Ария", попавшая, наконец, и на телеэкраны с видео на ту же "Улицу роз", отправляется в свое первое зарубежное турне, в Берлин, где дает три концерта и получает приглашение на фестиваль "Дни стены" летом этого же года. После концерта перед 120-тысячной аудиторией к музыкантам подбежал начальник охраны сцены и сказал: "Вчера по телевизору я видел подписание договора о ликвидации ракет средней дальности, а сегодня - советский Iron Maiden. Похоже, в вашей стране действительно началась перестройка". Той ночью за дружбу между народами было выпито столько, что никто не мог прийти в себя до самой Москвы. В результате группу чуть не задержали в Польше, поскольку на вопрос польского пограничника: "Вы кто?" - с трудом был дан ответ: "Мы - арийцы!" Ну а неофициальная "кликуха" "советский (позже - российский) Iron Maiden" прилипла к коллективу на долгие годы.

"Мы не берем на себя роль "изобретателей велосипеда". Были до нас пресловутые Iron Maiden, Judas Priest, Ozzy Osbourne. И их энергию мы тоже концентрировали… Но мы никогда не пытались петь по-английски. Хотели работать для своих. Потому и популярна группа "Ария" - потому что она поет по-русски."

За следующие два года у "Арии" сменился барабанщик, вышел еще один альбом и прошел еще один успешный тур по Германии. Активная гастрольная жизнь продолжается до весны 1990 года, когда Дубинин и Маврин неожиданно подписывают контракт на запись пластинки с немецкой певицей и покидают группу. Впрочем, уже в августе, не выдержав разлуки и сбежав от певицы, Дубинин и Маврин возвращаются. Вдохновленные последним событием, еще два года музыканты проводят в непрерывных гастролях, а в 1993 году "Ария" заключает пятилетний контракт с фирмой MOROZ Records, вскоре издавшей на CD все уже богатое к тому времени наследие коллектива. В сентябре команда в очередной раз отправляется на двухнедельные гастроли по Германии, дав концерты в семи городах и в легендарном берлинском Hard Rock Cafe. На этот раз тур закончился неприятным инцидентом: организатор отказался заплатить группе гонорар за выступления, мотивируя это тем, что все деньги ушли на организацию гастролей. Это и послужило поводом для скандала, в результате которого Валерий Кипелов, проработавший в "Арии" десять лет, приехав в Москву, ни разу не появился на студии, где полным ходом шла работа над альбомом, а вскоре стал выступать с группой "Мастер". Покинул коллектив и Сергей Маврин, посчитавший дальнейшую работу в обескровленной команде бесперпетивной. Помощь пришла в лице гитариста Сергея Терентьева, который записал летом 94-го на студии "АРИЯ Рекордс" свой сольный альбом, да так в ней и остался. Таким образом, проблема с гитаристом успешно решилась, но проблема с вокалистом оставалась открытой. Свое веское слово сказал глава "Мороза" Александр Морозов, пригрозив штрафными санкциями за срыв контракта. В результате Кипелов вернулся в группу и записал вокальные партии к альбому "Ночь короче дня", который увидел свет в конце 1995 года.

В декабре этого же года группа празднует свое десятилетие и записывает двойной концертный альбом "Сделано в России". Летом 97-го "арийцы" разбежались по студиям и "автономно" друг от друга сотворили два сольных проекта. В одном из них принимали участие Виталий Дубинин и Владимир Холстинин, другой же записывали Валерий Кипелов с экс-гитаристом "Арии" Сергеем Мавриным. Впрочем, и новый альбом собственно "Арии" не заставил себя долго ждать - "Генератор зла" вышел в 98-м и повлек за собой очередной гастрольный тур по всей стране - к удивлению многих, прошедший с прежним успехом в виде аншлагов, переломанных стульев и всплесков продаж маек и балахонов с символикой коллектива.

В 99-м выходит сингл "Tribute To Harley-Davidson", на котором издается очередной плод совместных усилий "арийцев" и Маргариты Пушкиной, слезоточивая баллада "Беспечный ангел" (известный хит голландского коллектива Golden Earring, переведенный на русский поэтессой), попавшая в ротацию на "Нашем Радио" и возглавившая на несколько недель "Чартову Дюжину". За ней последовал еще один радиосингл "Потерянный рай", также ставший номером один в "Дюжине" и не так давно записанный "Арией" (по примеру некоторых западных звезд, последний - Metallica) с симфоническим оркестром.

"У нас лирика имеет свою специфику. Обязательно героика должна присутствовать. Для ребят-подростков это очень важно. И для девочек тоже. Стране нужны герои. В лице Кипелова, когда он выходит на сцену."

В день всемирного празднования Хэллоуина, 31 октября 2000 года, "Ария" выступила с концертом, посвященным 15-летию коллектива, в ледовом дворце спорта "Лужники". Билеты на шоу закончились еще за несколько дней до оного, а на сцену в этот вечер вышли все музыканты, когда-либо игравшие в группе за ее историю. Очередной год в жизни "Арии" ознаменовался совместным с кумиром юности - Удо Диркшнайдером (экс-Accept, ныне-U.D.O.) - туром по России, записью с ним же песни "Штиль", выходом новой студийной работы "Химера" и неожиданным выступлением на фестивале "Нашествие-2001" в роли хэдлайнера первого дня.

"Эти пятнадцать лет, триумфальные, не триумфальные, со взлетами, с падениями - так обычно бывает в любой истории. Но дело в том, что определенный статус уже есть. Группа держится: и молодых очень много поклонников, и целые семьи приходят на концерты."





@ ELGitara.narod.ru 2002