Кино


21 июня 1962 года в ленинградской семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича родился первый и единственный ребенок - Виктор Цой. "Последний герой" отечественного рок-н-ролла, с момента трагической гибели которого многие склонны были считать покойником и собственно отечественный рок-н-ролл.

А история самой популярной и самой легендарной рок-группы в нашей истории начинается осенью 1981 года, когда на обломках малоизвестных команд "Пилигрим" и "Палата №6" образовалось трио "Гарин и гиперболоиды", состоявшее из лидера последней Виктора Цоя и двух участников первой, Алексея Рыбина и Олега Валинского (гитара и барабаны соответственно). Собственные песни Цой начал сочинять в конце 70-х - начале 80-х, с приходом "новой волны", мгновенно катализировавшей изменения на ленинградской подпольной рок-сцене. До возникновения трио Цой успел поиграть на басу с "Автоматическими удовлетворителями" и выступить на нескольких квартирниках в Москве. Кстати, трио просуществовало всего несколько месяцев - в ленинградский рок-клуб Цой и Рыбин вступили уже под названием "Кино" и будучи дуэтом. Весной 1982 года на студии Андрея Тропилло выходит дебютный альбом "45", названный так по суммарному времени звучания песен. В качестве саунд-продюсера выступил ни много ни мало Борис Гребенщиков; он же с "Аквариумом" и Майк Науменко с "Зоопарком" оказывали молодому коллективу на первых порах заметную поддержку. После этого "Кино" - уже впятером - несколько раз выезжает в Москву, выступает на сцене ленинградского рок-клуба, а весной 83-го неожиданно распадается. Единственным документом следующего года становится альбом "46" - репетиционные записи новых песен Цоя, без его ведома распространенные звукорежиссером Алексеем Вишней. А в мае 84-го группа "Кино" в составе: Цой, Юрий Каспарян (гитара), басист "Аквариума" Александр Титов и Густав Гурьянов (ударные) с отрепетированной за два месяца программой производит фурор на втором Ленинградском рок-фестивале. В ноябре следующего года Титова на басу заменяет Игорь Тихомиров - и с этого момента состав "Кино" становится неизменным, а популярность коллектива идет только "в гору". Группа становится лауреатом еще двух фестивалей рок-клуба, один за другим выходят альбомы "Начальник Камчатки", "Это Не Любовь" и "Ночь", на каждом из которых находятся хиты, которые, сидя по подъездам с гитарами и портвейном, распевает вся советская молодежь. Приз "за творческое совершеннолетие", полученный "Кино" на фестивале 87-го года, подтверждает их новый "звездный" статус, хотя главной вехой в их карьере становится все же альбом "Группа крови", вышедший в следующем, 1988 году. Параллельное появление фильмов "Асса" (где музыканты сыграли эпизодические роли) и "Игла" (где Цой исполнил главную) приносит "Кино" уже поистине всесоюзное признание. В появившихся именно в то время первых хит-парадах песни Цоя неизменно занимают первые строчки, группа активно гастролирует по всей стране, а вскоре начинает выезжать за рубеж: в Данию, Францию, Италию. В конце 80-х страну охватывает настоящая "КИНОмания".

Следующая пластинка, "Звезда по имени Солнце" (первый и последний альбом "Кино", записанный в профессиональной студии), закрепляет и без того беспредендентный успех коллектива. В 1989 во Франции выходит альбом "Последний герой". В июне 1990 года в Лужниках состоялся очередной суперуспешный концерт самой популярной в стране рок-группы - как оказалось, последний. 15 августа 1990 года Цой трагически погибает в автокатастрофе под Ригой (по до сих пор не подтвержденной версии, Виктор заснул за рулем).

Той же осенью оставшиеся участники "Кино" превращают чудом уцелевшие в аварии демо-записи последних песен Цоя в "Черный альбом", разошедшийся по стране невероятными тиражами. Усилиями вдовы Цоя Марьяны чуть позже выходит альбом его неизвестных песен, а на протяжении 90-х компания Moroz Records переиздает все творческое наследия "Кино" на CD.

Что же до еще троих участников коллектива, то Гурьянов музыку покинул, а вот Тихомиров и Каспарян периодически дают о себе знать. Так, Игорь Тихомиров в 95-м году стал басистом "ДДТ", а Юрий Каспарян в 97-м отметился совместным проектом с Вячеславом Бутусовым. Алексей Рыбин долгое время оставался в тени, пока в 97-м не выпустил альбом кавер-версий раннего "Кино" под названием "Асфальт". На протяжении 90-х случалось немало попыток отдать дань памяти великому музыканту и/или заработать лишних денег на его имени: от откровенных спекуляций вроде выпуска дичайшего диска "Техно-Цой" до вполне цивилизованных попыток найти что-то из его творчества, что еще мало кто слышал. В конце 90-х была предпринята попытка воссоздать коллектив с Бекханом Барахоевым в роли вокалиста - этот малопонятный проект даже дал пару концертов, но вскоре логично затух. Нет счета книгам, сборникам песен и антологиям, посвященным "Кино", которые увидели свет за последние десять лет. В сотню лучших песен века "Всё наше навсегда", составленную слушателями "Нашего Радио", вошли 10 песен первой (и пока последней) великой русской группы, в том числе, "Группа крови", занявшая верхнюю строчку.

Особый всплеск интереса к группе "Кино" случился в 2000-м году, в десятилетнюю годовщину гибели Цоя. Рикошет выпустил сборник римейков и ремиксов на его песни, компания Real Records, воспользовавшаяся находкой ранее неизданной вещи "Вопрос", издала the best "История этого мира". Наконец, главным проектом года стали "КИНОпробы", в рамках которого десятки лучших групп и музыкантов постсоветского пространства - от "Аквариума" и Вячеслава Бутусова до "Zемфиры" и Zdob Si Zdub - перепели бессмертные хиты "Кино".

Ведется много разговоров о том, насколько честны и насколько нужны все попытки различными способами "воскресить" Цоя. Но сотни поклонников, ежегодно дважды - в день рождения и в день гибели кумира - собирающиеся у стены Цоя на Арбате, и разного рода постройки, выдержавшие не один капремонт, но, как и десять лет назад, зачастую пестрящие фразой "Цой жив", убеждают: воскрешение "последнему герою" не нужно ни в прямом, ни в переносном смысле.





@ ELGitara.narod.ru 2002